Notice: Use of undefined constant num_bl - assumed 'num_bl' in /home/msycheva/msycheva.ru/docs/cons/view_bl.php on line 11
марина сычева - блог
 
биография мое творчество
16-12-2023

Тема: "Философия Нового времени"

Выдвигает требование научиться читать и понимать природу под девизом: Знание - сила

Смещает проблемы истолкования священных текстов на периферию сознания

Провозглашает человека как властелина мира

Совершает естественно-научные открытия

Изучает мышление человека и его законы

Предлагает новые методы проверки истинного знания 

С XVII века время стали называть Новым. Конечно, остались и многоконфессиональность, и капитализм с люмпенами, и пессимистические настроения, но сциентизацию уже не остановить! Наука, по выражению философа XX века А. Бергсона сошла с неба Коперника по доске, подставленной Галилеем. Она переместилась с Востока в Англию: Гарвей (Харви) открывает кровообращение человека, Роберт Гук с помощью микроскопа устанавливает клеточную структуру органических тканей, Исаак Ньютон создает классическую физику. Не наука для науки, а увеличение власти человека над природой. Вот философия и должна изучать именно мышление человека и его законы! А для этого требуется что? Суперметод, пригодный для всех наук. Так произошло разделение философов на эмпириков и рационалистов.

Эмпирики

считали, что нет ничего в познании, чего ранее не содержалось бы в ощущениях, а душа человека при рождении - tabula rasa (чистая доска) все постигает в опыте (от лат. empirioопыт). Поэтому и знание должно идти от частного к общему, от наблюдений к аксиомам. Поэтому метод индукции самый верный: эксперимент устраняет все заблуждения чувств.

Фрэнсис Бэкон (1561-1626 гг.) – автор труда Новый Органон, или истинные указания для истолкования природы, родоначальник английского эмпиризма, считал, что философия должна решать практические, а не этические вопросы. Бэкон признает существование Бога, но его философия отдалена от теологии. Атеизм - это тонкий лед, по которому один человек пройдет, а целый народ ухнет в бездну.

Сражение с идолами

В сторону от рационального мышления нас уводят наши заблуждения, врожденные и приобретенные склонности – идолы. У нас врожденное чувство настаивать на своей точке зрения и поспешно делать выводы (идолы рода). Мы приобрели склонность опираться на личный опыт, а не общее правило (идолы пещеры), а еще некритически использовать слова (идолы площади) и чрезмерно доверять авторитетам (идолы театра). В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травою; пусть же он своевременно поливает первое и истребляет второе. Конечно, с идолами надо бороться с помощью новой индуктивной методологии познания, которая включает в себя: повторяемость, причинно-следственные связи и проверку опытом.

Структура опыта

- написана по лорд-канцлерски (Гарвей) и составляет таблицы открытия: собирается достаточное количество разнообразных случаев явления, причина или форма которого ищется (таблица присутствия); затем учитываются случаи, подобные предыдущим, в которых это явление отсутствует (таблица отсутствия); затем – множество случаев, в которых наблюдается изменение интенсивности данного явления (таблица степеней). Сравнение таблиц дает и правило практического получения явления.

Томас Гоббс (1588-1679 гг.) – автор книг ЛевиафанОсновы философии и концепции общественного договора, не потерявшей своей злободневности.

Левиафан

Начиная с того, что все люди равны, но эгоистичны, так как в природе человека три основных причины войны: соперничество, недоверие, жажда славы, Гоббс говорил о двух состояниях общества:  естественном и гражданском. В естественном – каждый живет своими страстями и хочет приобрести господство над другими. Гражданское (при любой форме государства) - обеспечивает безопасность и блага жизни при условии выполнения законов и общей морали.  Государство — это великий Левиафан (некое библейское чудовище, созданное людьми), не должно выходить из-под их контроля, не должно чрезмерно регулировать жизнь людей и угнетать их волю к жизни. Выбор невелик: либо жить в плену своей неистовой природы, либо в государстве с неограниченной властью.

Джон Локк (1632-1704)автор работ Опыт о человеческом разуме, Два трактата о правлении, теории неврожденных идей (tabula rasa), конституции Северной Каролины и утверждения, что разум – это чистый лист бумаги, на котором опыт оставляет отпечаток.

Tabula rasa

Два источника знания признаются Локком: внешний мир и наши наблюдения, рефлексируемые нами, доставляют нашему разуму весь материал мышления.

Локк верит в безграничные возможности воспитания. Счастье или несчастье человека в основном является делом его собственных рук. Каждый может развиваться на свой лад. Его идея равенства без уравнивания допускает естественное несходство людей. Этот стиль философского мышления взяли на вооружение правоведы – перед законом все равны.

Теория государства

Королевская власть не обладает божественным правом на абсолют, как заявлял Гоббс в общественном договоре. Правительство может иметь некоторую часть естественных прав (правосудие, внешняя политика и т. д.) ради эффективной защиты всех остальных – свободы слова, веры и прежде всего собственности. Законодательная власть в государстве должна быть отделена от исполнительной (включая судебную) и федеративной (внешних сношений), причем само правительство должно подчиняться закону. Народ остается безусловным сувереном и имеет право не поддерживать и даже ниспровергнуть безответственное правительство.

Рационалисты

считали, что опыт и эксперимент всегда сомнительны, потому что восприятия и ощущения иллюзорны. Например, человек может чувствовать боль в потерянной конечности и не ощущать цвета. А душа человека при рождении словно белый мрамор с прожилками и неоднородностями (tabula marmorea) все постигает разумом (от лат. ratio - разум). Поэтому и знание должно идти от общего к частному, от аксиом к частным положениям. Поэтому метод дедукции самый верный.

Рене Декарт (1596-1650 гг.)философ французского происхождения, юрист, врач, математик, физик, автор трудов Рассуждения о методе, Правила для руководства ума, Размышления о первой философии, и др.

Опыт начинается с восприятия сложных объектов, что может привести к заблуждениям. Поэтому ограничивать разум только тем, что видят глаза, значит наносить ему великий ущерб. Кроме того, принципы могут быть познаваемы только при посредстве интуиции, дальнейшие следствия при посредстве дедукции. Принцип субъективной достоверности - установка не на усвоение чужих мнений, а на создание собственных - сделает людей господами природы.

Картезианское сомнение

Дедуктивная цепь метода Декарта (лат. Cartesius — Картезий) начиналась с сомнения: никогда не принимать за истинное ничего, что я не признавал бы таковым с очевидностью. Отвергая все, в чем можно усомниться – Бог, внешний мир, тело, чувства, он доказал, что каждый может находиться в заблуждении и не знать этого. Но всегда остается только непреложная истина Cogito - Я мыслю. Даже если есть сомнение в факте собственного мышления, то сомнение-то как деятельность мышления точно есть. Получается, Я – мыслящая вещь. Значит, Я существует. Собственные сомнения — это единственное, в чем можно быть уверенным.

Cogito, ergo sum - Я мыслю, следовательно, существую

Получился дуализм - проблема связи души и тела. Декарт устранил понятие души как посредницы между телом и духом, сделав душу разумной (отождествил ее с умом: душа мыслит и чувствует) и противопоставил телу. Человек – тело и ум - два несводимых друг к другу атрибута. А затем полностью изгнал и понятие цели из мира природы, и получилась вполне материалистическая картина мира - растворение феномена воли в чистом интеллектуализме (следовании логике порядка). Так где же гарантия, что мы мыслим этот мир правильно? Ответ прост: такую гарантию дает Бог.

Вместо упрощения - усложнение

Предшественник Декарта Августин Аврелий задавался той же мыслью: если я ошибаюсь, я существую. Но cogito у них получились разные. Cogito Августина заглядывает в душу с верой и все упрощает, узнавая в себе образ Бога. Cogito Декарта после обретения новой реальности – усложняет, ведь мое Я - деятельность сознания? А если мой мозг поврежден, или под наркозом, в коме и Я не может разумно мыслить, то что есть Я? Декарт говорил: Я знаю себя как мысль, но я, безусловно, не знаю себя как мозг.

Готфрид Лейбниц (1646-1716 гг.) - математик, физик, техник, биолог, историк, юрист, новатор науки о языке, основатель и первый президент Берлинской академии наук, один из инициаторов создания Академии наук в Петербурге. Автор трактатов Рассуждение о метафизике, Новая система природы, Теодицея.  

Закон Лейбница

- закон достаточного основания: ни одно высказывание о мире не должно приниматься без рационального доказательства.

Это правило дополняет Аристотелевский свод законов: закон тождества, закон (запрета) противоречия, закон исключенного третьего.

Предустановленная гармония

Любая вещь – не просто телесная материя, у нее есть активная сущность монада (Платон бы сказал, идея), обладающая смутными чувственными и ясными интеллектуальными представлениями. Смысл монады в том, что она – своеобразный центр физических сил. Монады находятся в гармонии друг с другом. У Бога и ангелов, высших монад –– ясные представления, у людей и животных монады средней ступени –– одни ясные, другие смутные, монады безжизненной природы – смутные. Возраст монад равен возрасту мира. Поэтому сумма Вселенной всегда одна и та же. Все вещи стремятся перейти в более совершенное состояние, но в природе всегда сохраняется одно и то же количество живой силы (принцип сохранения энергии!). Бог, управляя монадами, приводит их в соответствие друг другу, при котором без всякого реального взаимодействия происходят изменения в одной монаде с изменениями остальных. Эта предустановленная гармония делает наш мир лучшим из миров.

Теодицея

 - этот термин введен Лейбницем и означает оправдание Бога, несмотря на наличие в мире зла. Зло физическое (страдания людей) или моральное (нравственные пороки и преступления) является необходимым теневым элементом совершеннейшего порядка вещей, не созданным, но лишь попущенным всеблагим Богом для оттенения добра. Источник морального зла – в человеческой свободе. 

Барух Спиноза (1632-1677 гг.) – нидерландский теолог и философ, последователь материалистического учения о единой субстанции, лежащей в основе как материальных, так и духовных явлений Дж. Бруно (природа…есть не что иное, как Бог в вещах), в работах Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье, Этика показал дедукцию как лучший способ постижения истины.  Бог или природа творящая (natura naturans). Бог - единая и абсолютно бесконечная субстанция, состоящая из бесконечных атрибутов, из которых каждый выражает вечную и бесконечную сущность. Бог являет собой causa sui (причину самой себя). То вечное и бесконечное существо, которое мы зовем Богом или природой (Deus sive Natura), действует так же необходимо, как существует. Природа всегда и везде остается одной и той же. Бог Спинозы мог бы сказать о себе: Agiscoergo sum - действуюследовательно, существую. Поскольку быть причиной самого себя – это действовать на свое благо. Отвергая антропоморфность Бога, не признавая ни церкви, ни ее догматов, Спиноза говорит не о моральной, а о космической религиозности.

Человек и общество

Человек – это духовный автомат, который полностью подчиняется действию законов природы. Доказательства Спинозы единства человеческого духа и тела - в том, что всякая вещь, есть в сущности своей то, чтó она делает. Вещь есть сумма всех своих действий. Если А и B  делают общее дело, значит их надлежит рассматривать как одну вещь AB, а не две разные, ибо если многие индивиды так согласуются в едином действовании, что все вместе являются причиной одного действия, то я рассматриваю их все как одну единую отдельную вещь. Душа и тело человека делают общее дело, хотя и разными способами, значит они - одна вещь, а не две разные. Преодолевая зависимость от страстей, человек обретает счастье высшего качества – счастье, питаемое интеллектуальной любовью к Богу. Счастье человека - в спокойном и ясном миросозерцании. Общее у людей – то дело, которое они вместе делают. Все люди связаны общими делами, все их души и тела также образуют одну конкретную вещь – общество. В конечном счете все вещи в мире связаны между собой деятельными, каузальными отношениями, а потому вся Природа есть один индивидуум.


 
     
?>