биография мое творчество
26-11-2020

Тема: "Интенции западной средневековой философии"

Интенция – направленность сознания:«То, что ведет меня изнутри, куда я хочу»

Патристика –I-VIIIвека

Это учение "отцов" церкви (Pater – Отче - отец) - основоположников христианской теологии, обладавших признанным учительским авторитетом и способных разъяснить библейские аллегорические образы.
Интересно, чтобогословские споры первых веков христианства были спорами о личности Христа. Опираясь на учение Платона, философы задавались вопросом: считать ли Христа Богом или только посланником Его?

«Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом» (Афанасий Александрийский). "Верую, ибо абсурдно" (Тертуллиан).

Филон Александрийский (25 г. до н.э.-50 г. н.э.) и Августин Аврелий (Блаженный) (354- 430гг). А еще Тертуллиан, Ориген и др. Василий Великий и Иоанн Златоуст(в восточной церкви),  занимаясь переводом Библии с языка образов на язык философских понятий, поняли, что искажается смысл Евангелия, если видится во Христе только Бог и не замечается его человечество или видится только Сын человеческий и не видится Бог. Патристика начинается с признания непостижимости Бога и его Откровения, вошедших в мир людей агрессивных и непонятливых. Значит, надо защищать права Бога в мире человеческого своеволия. Слова Писания не должны подвергаться сомнению, поскольку «Вера важнее, чем разум».

Совсем, как у Платона: сущности вещей, их идеи, существуют вне вещей – надо просто верить в это.А для этого и нужны догматы (установки, которые не подвергаются сомнению):

«Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк, 11, 25).

Аврелий Августин(354-430)- пользовался на Западе наибольшим авторитетом. Он говорил: «Люби Бога и поступай как хочешь». т.е. отношение к людям должно органично вытекать из веры. Познавший Бога не может не любить его творение. Вера, по Августину, существует прежде понимания.Но и трактуется не только как религиозная (fides religiosa), а как доверие, уверенность, приверженность -credere.

Credo,ut intelligam- Верю, чтобы понимать.
Intellego,ut credam- Понимаю, чтобы верить.

"Чудо противоречит не законам природы, а лишь нашим представлениям о законах природы"(Августин. «Исповедь»).

Вера – особого рода мышление, а именно – мышление с согласием, одобрением. «По отношению ко времени первичен авторитет, а по отношению к существу дела – разум». Но достижение понимания – удел немногих, на долю остальных остается вера. «Для невежественной толпы, по-видимому, полезнее авторитет достойных людей, для ученых – приличнее разум». В конечном счете Августин пытается поставить разум на службу вере, а науку – на службу религии.

Богословские выводы: Бог прикоснулся к земному миру и человеку на земле, облекся в его плоть, но не стал менее чистым и божественным.
Христос как Бог не умирал: через смерть прошла его человеческая часть. Смерть произошла С Богом ( с тем, что он воспринял в земном рождестве), но не  В Боге ( в его Божественном естестве).

Схоластика –IX-XVвека

Это рациональная университетская теология (scholasticus– школьный). Школы учреждались при монастырях, но были и придворные школы. В этих школах складывались основы педагогической и научной системы, которая впоследствии получила название «схоластики», т.е. школьной учености, которая укрепляла веру тех, кто привык прибегать к только разумным заключениям. Схоластика - это диалог учителя и ученика. При этом учитель должен обладать эрудицией и педагогическим мастерством, ученик – прилежанием и восприимчивостью.В схоластике преуспели Боэций, Алкуин Йорксий, Ансельм Кентерберийский и др.

В схоластике проблема надежности источника знаний сводилась к вопросу о том, что служит более надежным источником познания: человеческий интеллект или божественное откровение.

Вопрос: Что же делать тем, у кого веры мало?

И схоласты прибегают  именно к разуму. Схоластика признала Аристотеля наиболее богоугодным и начала с вопросаСеверина Боэция(480-524 гг.). -  отца схоластики - римского консула, теоретика музыки и основателя  системы обучения семи наукам  по двум ступеням – тривиуму и квадривиуму:«Истины веры выше истин разума, но автономны ли они?»

И тут началось!!!Спор реалистов и номиналистов  - это, по сути дела, продолжение спора Платона с Аристотелем.

 Номиналисты(Эрик из Оксера, Иоанн Росцеллин, Пьер Абеляр, Уильям Оккам): мир состоит из единичных вещей, а потому Бога можно познать, узнавая его ипостаси (рассматривалось понятие Троица).

Universalia post res -Общее после вещей

Пример: Сначала существовали конкретные дома, а затем представления о них были обобщены в слове «дом». Дом – это только имя,nomen.Отсюда понятие –номинализм.

Реалисты(Ремигин Оссерский, Одо из Турина, Гийом из Шампо, Ансельм Кентерберийский):подлинно реальны только универсальные (общие) вещи– Бог един!

Universalia ante res-Общее до вещей

Пример: универсалия «любовь» существует независимо от того, какие проявления знакомы людям. Бог – реально существующее «общее» (Отец, Сын, святой Дух). Отсюда и понятие –реализм.

 Сколько философов-номиналистов было объявлено еретиками, пока теолог и профессор Парижского университетаФома Аквинский (1226-1274 гг.), основатель направления схоластики -томизма(от латинского Thomas – Фома), не нашелпримиренияи в трудах «Сумма теологии»и «Сумма против язычников»не обосновал принцип гармонии разума и веры!

Его доказательства очень похожи на доводы Аристотеля: у всего есть причина:

1. Платон перегнул палку с превосходством духа (да и с переселением душ!) и ненужностью материи вообще. Но ведь надо жить в реальном природном мире, в котором тело – не человек и дух (привидение) - не человек.

2. Если вера станет слишком неземной, то она выдохнется и превратится в мистику.

3. Надо упорядочить множества в единство, а не просто созерцать единства.

4. Во всем сущем надо различать сущность (общее) и акциденции (особенности).  Материальный мир так же священен, как и духовный. Вещи могут меняться, просто приобретая другие формы, но их суть не меняется.

5. Раз человека надо изучать вединстведуха, души и тела, то иБог естьобщая полнота бытия,общеев чистом виде, а не в уме и не в виде идей Платона.

Вывод: Истины веры неуязвимы со стороны истин разума, но и не противоречат им. И потомесли положения веры и оспариваются, то не потому, что истины сомнительны, а потому, что разум слаб.

"Наукадщерь Божья,поскольку Бог является Господином наук" -Фома, надеясь, что знание укрепит веру и даст новые аргументы в пользу Библии,заимствовал теологические модели объяснения мира аристотелевского естествознания, например, о гравитации, свете, теплоте, химических процессах и свойствах, иввел в христианские представления понятие естественно-научных причин. Но, признавая полезность науки, не предполагал, что подорвет позиции религии именно естествознание.

Новые идеи Христианства

1. Разная трактовка трансцендентального дана Античностью и Средневековьем.Античность: трансцендентны звезды, Космос.Средневековье: трансцендентность Бога абсолютна.

2. Греческая философия, перебирая все виды «архэ» не решила вопрос о сути сущего. Христианская философия определила это («архэ») понятием «творения из ничего».

3. Человек и Космос – в Античности не противопоставлены, а в Христианстве человек – существо божественное, созданное Богом.

4. Греческая философия своим идеалом считала знания, библейское миросозерцание – веру. Вера – как вызов интеллекту.

5. Греков не беспокоило будущее, в Библии – это путь от сотворения к падению.

6. Христианство перелицевало понятия «любовь» и «труд». Теория эроса уступила место однонаправленной любви, не требующей взаимности. Труд от низшего деяния греков возрос в христианское установление: «Если кто не хочет трудиться, то и не ешь» (апостол Павел), а в протестантизме: «Молись и трудись!» (ora et labora).

 
     
?>