Notice: Use of undefined constant num_bl - assumed 'num_bl' in /home/msycheva/msycheva.ru/docs/cons/view_bl.php on line 11
марина сычева - блог
 
биография мое творчество
16-12-2023

Тема: "Философия эпохи Возрождения"

Возрождает культурные богатства Античности

Провозглашает гуманизм, ценность и красоту человека

Ориентируется на великие географические и естественно-научные открытия

Сочетает теоретическое познание природы с практическим обладанием ею

Демонстрирует социально-политические воззрения

Гуманистическая программа

Дальние странствия

Глобус, созданный немецким ученым Мартином Бехаймом в 1492 году, был запрещен, а белые пятна на нем активно познавались европейцами. Испанец Христофор Колумб открыл Америку (1492 г.), испанец Васко да Гама проложил морской путь в Индию (1498 г.), флорентиец Америго Веспуччи приплыл к берегам Южной Америки, назвав ее Новым Светом (1499 г.), португалец Фернан Магеллан совершил кругосветное путешествие (1519 г.).

Да здравствует Флоренция!

Канцлер Флоренции Колюччо Салютати (1331-1406) утверждал преимущество активной жизни перед созерцательной. Ты пребываешь в созерцании, чтобы я, напротив, мог обогащаться. Медитируй в свое удовольствие, я же, напротив, всегда буду погружен в действие, направленное к высшей цели, чтобы всякое мое деяние было полезным и мне, и семейству и, что более важно, чтобы оно послужило для пользы моим друзьям и родине, а тогда может послужить примером и человеческому обществу. В итоге золотой флорин – самая полновесная монета Европы. В 100 тысячном городе - 18 тысяч больших домов и около половины мужского населения могло получить школьное образование. При этом город богатых купцов, владельцев мануфактур, ткачей, меховщиков, шелкоделов, юристов, врачей, музыкантов и художников принял республиканскую конституцию, причем демократическую.

Гуманисты в Европе

Данте Алигьери (1265-1321) в Божественной комедии  говорил о ценности реальной, земной жизнь. Франческо Петрарка (1304-1374) в сонетах воспевал земную любовь. Джованни Боккаччо (1313-1375) – автор Декамерона нападал на монахов и духовенство, прославляя кипучий разум и остроумие, энергию и полнокровную жизнь горожанина. Франсуа Рабле высмеивал религиозные порядки в Гаргантюа и Пантагрюэль.

Научные прозрения

Наступило время становления опытных наук, дающих истинное знание о природе и истолковании мира. Причем гениальные научные открытия совершали религиозные деятели, а не миряне. Польский монах Николай Коперник заявил, Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот. Монах-итальянец Джордано Бруно отстаивал, что Вселенная наполнена бесчисленным множеством обитаемых одушевленных миров, что она бесконечна и беспредельна, а материя производит формы из своего лона и не нуждается во внешней причине бытия и движения. Кардинал и представитель папы в Германии Николай Кузанский выступил в пользу изучения естественных наук, рационального знания и невмешательства теологии в научную сферу деятельности человека.

Раскол церкви

Гуманисты научились выделять в религии учение, практику и религиозную организацию и поняли, что реформа назрела. Начало движения реформации связано с продажей индульгенций на территории Германии. Летом 1517 г. представитель папы Льва Х, чтобы собрать деньги для завершения строительства собора св. Петра в Риме продавал их в приходе Виттенберга за отпущение грехов совершенных и планируемых.  После чего доктор теологии Мартин Лютер вывесил на дверях этого прихода 95 тезисов с изложением критики католицизма. Так родился протестантизм, выступающий за обращение к Богу без посредников и на своем родном языке, а не на латыни.

Аналогичную реформу в 1541 г. провел глава церкви в Женеве Джон Кальвин, проповедуя более строгое соблюдение морали, чем в католицизме.

Социально-политическая философия

В Европу пришла новая система ценностей: человек и природа на первом месте, как и во времена античности.  Ушел аскетизм, да ведь и Бог возражал против умерщвления плоти. Я сотворил твое тело и дал его тебе на время твоей земной жизни. Поэтому ожидаю, что ты позаботишься о моем творении.

Никколо Макиавелли - (1469-1527 гг.) - автор новой концепции государства флорентинец и дипломат, республиканец и либерал Никколо Макиавелли в своем труде Государь стремится убедить современников, что конечный результат определяет успех правителя.  

"Государь"

Цель оправдывает средства. А если цель велика и на весы положено спасение родины, его не перевесят никакие соображения справедливости или несправедливости, милосердия или жестокости. Макиавелли не предлагал правителям стать тиранами, ведь он советовал государю решительно избегать всего, что могло навлечь на него ненависть и презрение.  Даже когда рекомендовал Divide et impere (разделяй и властвуй) или остерегаться посягать на чужое добро, ибо люди скорее простят смерть отца, чем потерю имущества, Макиавелли говорил о природе человеческой души, так как честолюбивые устремления людей не знают конца: сначала они стремятся к тому, чтобы не обижали их самих, затем сами начинают обижать других. А о необходимости консолидации государственной власти он рассуждал как теоретик эффективного менеджмента. Поскольку цель политика – не личный интерес правителя, а общее благо (создание сильного государства), то пусть обвиняют его поступки, лишь бы оправдывали результаты, и он всегда будет оправдан, если результаты окажутся хороши.

Государь издается большими тиражами, кто-то читает рекомендации философа буквально, кто-то думает с точностью наоборот. Неспроста же Никколо считал, что счастье — это когда тебя понимают.

Томас Мор (1478-1535 гг.) - зажиточный лондонец, дипломат, носил титул канцлера Англии до того, пока не осудил развод короля Генриха VIII и не был обезглавлен. Считая, что главное зло любого общества – частная собственность, предложил проект общественного устройства в Весьма полезной, как и занимательной, поистине золотой книжке о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия.

Социалистическая утопия

- само слово придумано Мором в 1516 г. По-гречески, У – отрицательная приставка, топос – место, то есть утопия – это место, которого нет. Суть работы - в описании идеального мира свободы, который Мор видел в отмене частной собственности, в справедливом и равном распределении богатств, во всеобщем труде и ликвидации паразитического существования привилегированных слоев населения.  Необходимость такого общества он обосновывал ссылками на Священное писание: Господь провидел многое, когда постановил, чтобы все было общим, и многое провидел Христос, когда снова пытался отвратить смертных от частного интереса к общемуПоэтому на острове Утопия нет собственности и денег. Из золота и серебра утопийцы делают ночные горшки и цепи для преступников. Одежда утопийцев простая и одинаковая, ведь чем лучше на них одежда, тем лучшими людьми они себя воображают. А труд обязателен для всех по 6 часов в день – то или иное ремесло. Но, кроме того, периодически граждане обязаны заниматься сельхозработами. Словом, молись и трудись! Благо, каждый волен мыслить Бога в соответствии со своими понятиями.  Правда, в утопическом социализме Мора присутствует институт рабства как наиболее гуманный способ разрешить проблему неприятных работ. Впрочем, за все отвечает пожизненно избираемый князь.

 
     
?>